Небывалый расцвет переживает порт «Южный»

20 июня 2020 14:18

В последние месяцы они устанавливают один абсолютный рекорд по грузообороту за другим, превышая даже показатели советских времен. Несмотря на то, что «Пивденный» расположен не совсем на море, а по берегам Малого Аджалыкского лимана, он самый глубоководный в стране.

У его причалов могут ошвартоваться суда, которые не способны принять другие порты, в том числе одесский и черноморский. Дорога сюда из Одессы занимает чуть менее полутора часов, которые можно провести, рассматривая в окошко сменяющие друг друга виды. Спальные кварталы поселка Котовского остаются позади, уступая место дачным домикам и цветущим полям, за которыми начинается индустриальный пейзаж окрестностей Южного.

Там все по-взрослому: железнодорожные пути, эстакады, колонны синтеза ОПЗ и стальные рукава стакеров, устремленных в сторону моря. Интересно, что рядом с промышленными объектами прекрасно уживается дикая фауна — здесь встречаются стаи фазанов, лисицы и зайцы-русаки. Территория порта – режимный объект, и попасть на нее человеку без пропуска практически невозможно: охрана бдит.

Госпредприятие занимается перевалкой сыпучих грузов. Здесь разгружают и отгружают железорудное сырье (окатыши, железорудный концентрат), коксовый и энергетический уголь, в том числе поступающий из США и ЮАР, минеральные удобрения, бентонитовую глину, чугун и зернобобовые грузы. Впрочем, бывает и такое, что через причалы ГП проходит военная техника:

«Если специализированный порт Ольвия (бывший Октябрьск) не справляется, то отгрузка идет через наши терминалы, — рассказывает старший диспетчер района МТП «Южный» Анатолий Руденко. — От нас уходили танки, топливо, боеприпасы в разные страны. При этом часто мы сами не знали, что грузим и куда это пойдет».

Причалы порта покрыты слоем черной угольной пыли, и людям, которые здесь трудятся, даже офисным работникам, приходится соблюдать определенный дресс-код — носить что-то темное. Мы об этом не подумали и явились в светлом, поэтому от экскурсии в комплекс вагоноопрокидывателя пришлось отказаться.

Говорят, там особенно грязно. И опасно! Несколько лет назад как раз на этом участке произошла трагедия – сотрудница попала под движущийся вагон. Так бывает: проработав в порту много лет, люди порой теряют бдительность. С тех пор в порту ужесточили условия перехода через железнодорожные рельсы: теперь пешеходам приходится всякий раз связываться с дежурным, чтобы тот распорядился оттянуть вагон и пропустить человека.

Сегодня дежурит докер-механизатор Игорь Крамаренко. Он отдал гавани 25 лет жизни и говорит, что совершенно об этом не жалеет:

«Я приехал сюда из Запорожья. Работа, конечно, опасная, однообразная и тяжелая, но я понимаю, за что я работаю. Мы тут не бедствуем», — говорит мужчина.

А еще тут все носят респираторы, что не связано с эпидемией COVID-19. Без защитной маски в этой части порта человеку не обойтись: пыльное облако здесь практически не развеивается. Кроме того, докеры регулярно проходят обязательное медицинское обследование органов дыхания.

Вагоноопрокидыватель и сам по себе немаленькое сооружение, так под ним еще и проложен целый лабиринт. Дело в том, что сыпучий грунт необходимо очистить: словно пшеничная мука через сито, он проходит различные фильтры.

Портовики говорят, что порой среди тех же окатышей попадаются куртки, рукавицы, шапки, бумага и веники, которыми уплотняют щели в вагонах. После удаления этих предметов груз пропускают через особые детекторы, которые устраняют посторонний металл. За комплексом вагоноопрокидывателя открывается впечатляющая панорама порта – пришвартованные у причалов суда, портальные краны, напоминающие жирафов; бетонные блоки и насыпи — угольные и железнорудные.

Повсюду снуют портовые рабочие, гудит техника, шипят портативные радиостанции. Жизнь бурлит, работа не прекращается ни на минуту! Вот поворачивается, бодро забрасывая груз в трюмы судна, новенький кран Tukan 3000. Таких в порту три штуки. Они намного эффективнее своих коллег, которые были установлены в далеких 1980-х. «Туканы» способны поднять за раз 30 тонн! Почти под облаками, в кабине длинношеей конструкции, виднеется человеческий силуэт. Это крановщик с 33-летним стажем Геннадий Кобылинский. На землю он спускается только два раза за рабочий день – на обед и в конце смены.

Говорит, что с детства не боялся высоты и подняться по наружной винтовой лестнице на уровень 25 этажа ему так же просто, как прокатиться на лифте.

«В моей работе важна внимательность и спортивная сноровка. Поэтому в свободное время я занимаюсь спортом, хожу в бассейн и вообще веду здоровый образ жизни», — говорит мастер.

Чуть дальше, за погрузо-разгрузочной зоной, находится причал для буксиров. Эти плавучие крепыши заводят и выводят суда, помогают при швартовке и буксировке. Всего у МТП «Южный» пять буксиров. Три самых мощных называются в честь заслуженных работников порта «Владимир Иванов», «Геннадий Савельев» и «Евгений Яковцев».

Мы познакомились с экипажем «Савельева». Капитан Юрий Великохатько трудится в порту уже 35 лет. Рассказывает, что работа на буксире всегда сопряжена с риском:

«Бывают разные режимы, и часто ты идешь практически на умышленное столкновение с судном. При этом нужно умудриться не разбить ни это судно, ни буксир», — говорит он.

Экипажи буксиров, да и другие портовики часто видят в своей гавани и на внешнем рейде стаи дельфинов афалин. Юрий Великохатько говорит, что в последние десятилетия они стали частыми гостями: видимо, экология улучшилась.

Еще в большом количестве развелись крабы и рапаны. А вот домашние животные на борту буксиров не приживаются. Собаки и кошки почему-то не любят эти суденышки, и после первого же рейса норовят сбежать на берег. Из питомцев на борту «Савельева» остается только денежное дерево. Экипаж такого буксира — 24 человека.

Есть среди них и кок, которая любит баловать моряков фирменными холодцами и оливье. Вообще, здесь неплохие условия. Зарплата на уровне, есть премии и страховка, собственная база отдыха «Лагуна», комбинат общественного питания и торговли, который обеспечивает портовые столовые и буфеты вкусной едой.

Комплексный обед с первым, вторым и компотом стоит всего 30 грн. Надо сказать, что для государства это не только морские ворота, но и в буквальном смысле слова курица, несущая золотые яйца. Тот же ГП «МТП «Южный», с работниками которого мы познакомились, 90% своей прибыли отдает в бюджет.

Вместе с налогами выходит почти полмиллиарда гривен в квартал! В общем, хорошее место, где работают отличные люди.