Как работает водная полиция в Киеве

2 сентября 2020 08:36

Водная полиция начала работать в Украине в 2017 году. Управление авиации и водной полиции в Киеве — одно из структурных подразделений Национальной полиции.

В обязанности водных полицейских входит патрулирование акватории и прибрежных зон, охрана правопорядка и фиксирования нарушений на воде и возле нее.

Управление авиации и водной полиции в Киеве находится на Рыбальском полуострове. Там нас встречают полицейские, с которыми будем патрулировать сегодня. Через подземный переход спускаемся с полицейской парковки до выхода на набережную: там нас уже ждет катер.

На противоположном берегу, на территории Труханова острова находится полицейская база. Прежде чем начать путешествие, одеваем синие спасательные жилеты с надписью Полиция. На борту с нами — трое полицейских: капитан Игорь Прокопец, лейтенант Игорь Захаров и майор Евгений Игнатенко. Все одеты в черную форму, синие жилеты, лицо закрывают защитными масками.

«Вот если бы нам еще форму придумали не чёрного цвета, а светлую. Ведь в черной под палящим солнцем летом очень жарко», — говорит один из полицейских.

Водная полиция работает по графику сутки через двое. Территория патрулирования столичных отрядов — границы киевской акватории рек Днепр и Десенка. В распоряжении водной полиции Киева — восемь катеров и один мотоцикл. Выходят они на воду и зимой, если река не замерзает полностью: в это время года следят за тем, чтобы не было краж, наблюдают за рыбаками, которые выходят на лед и т. п.

«Наши основные обязанности — это следить за безопасностью в прибрежных зонах Киева, выявлять нарушения административного характера. Так, например, управление судами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, задержание браконьеров и тому подобное. То есть все нарушения, связанные с водой», — говорит капитан полиции Игорь Прокопец.

Он — старший инспектор отдела полиции в речном порту Киева.

Чтобы устроиться на работу в водной полиции, необходимо иметь права управления водными транспортными средствами, а также — высшее образование. При этом, не обязательно юридическое. Все будущие полицейские перед началом работы проходят базовую подготовку в школе полиции.

В водной полиции работают также и женщины: кто-то — на административных, «кабинетных» должностях, кто-то, например, следователи, уезжают работать «в поле». Наши собеседники говорят: на самом же деле до сих пор не все граждане знают, что именно входит в обязанности водной полиции.

Увидев какую-то проблему, сразу звонят по номеру 102. Но в действительности же, не все нарушения на воде относятся к компетенции именно полицейских, говорит Прокопец:

«Так, например, управление транспортными средствами без документов — за это существует административная ответственность, но рассматривают такие случаи в Укрморречинспекции. И люди думают, что все это — компетенция водной полиции, поэтому набирают 102».

Летом люди достаточно часто звонят в полицию с жалобами на вейкбордистов: сейчас этот вид спорта — модный и популярный. Но иногда любители скорости на воде могут мешать отдыхающим, если катаются недалеко от общественных пляжей.

Но проблема в том, говорят полицейские, в Киеве нет мест, предусмотренных исключительно для катания на вейкборде — специально обустроенных и отдаленных от пляжей. Поэтому решение для этой проблемы найти сложно: все, что может сделать водная полиция в таких случаях — это замечание.

В разгар летнего сезона по Днепру гоняют яхты, скутеры, водные мотоциклы, катера, теплоходы, надувные рыболовные, а также моторные лодки. По движению всех этих объектов необходимо следить — прежде всего, чтобы не превышалась допустимая скорость.

По словам полицейских, в пределах Киева это — около 15 км в час максимум. Но фиксировать превышение могут только «на глаз», ведь специальных приборов для контроля скорости нет.

«Если видим какие-то нарушения, то, конечно, делаем замечания и перенаправляем в соответствующие органы для принятия решений», — говорит Прокопец.

С ним разговариваем на борту катера: неподалеку как раз проходит небольшая яхта, поэтому наш катер начинает понемногу раскачивать на волнах. Соответствующие органы — это, например, Укрморречинспекция, она же — Государственная служба морского и речного транспорта Украины.

Эта же инспекция занимается рассмотрением других правонарушений, например, управление водными транспортными средствами без документов. Бывает, что водители плавсредств становятся за руль нетрезвыми — в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или под воздействием лекарственных препаратов.

Тогда полицейские останавливают судно и предлагают водителю пройти проверку с помощью драгера на месте, или же отправляют к врачу-наркологу. Если водитель действительно находится в состоянии опьянения, его привлекают ответственности по ст. 130 Админкодекса Украины.

Я спрашиваю у полицейских, как реагируют судоводители по просьбе пройти такую проверку.

«Разные люди бывают. Есть скандальные. Кто-то осознает, что совершил правонарушение, а кто-то — нет», — отвечает Прокопец.

Его же коллега, инспектор сектора превенции отдела речной полиции, лейтенант Игорь Захаров добавляет: в обществе до сих пор сохранилось недоверие к полиции, даже после реформирования отрасли.

Поэтому иногда им приходится сталкиваться с неадекватным поведением людей, особенно тех, кто действительно употребляет алкоголь или наркотики, из-за чего растет уровень агрессии.

«Некоторые судоводители, которые не согласны с протоколами, высказываются к нам грубой нецензурной бранью, угрожают связями с высшим руководством и т. д.», — признается Захаров.

С таким поведением сталкиваются не только столичные полицейские. Так, например, на прошлой неделе водные полицейские на Полтавщине остановили двух нетрезвых судоводителей — один из них начал бросаться на стражей порядка и вел себя агрессивно.

Еще одна категория нарушителей — те, кто прыгают с мостов. Кто-то идет на такой шаг из-за душевных страданий и личных проблем, другие — ради «фана», находясь в состоянии алкогольного опьянения.

Чаще всего почему-то прыгают с Пешеходного, а также Северного моста.

«Был случай, когда нетрезвая девушка прыгала с Пешеходного моста и выжила», — вспоминает Захаров.

В подобных случаях полиция может помочь с транспортировкой пострадавших на берег, где их будут ждать медики из скорой помощи.

Но живыми остаются немногие. Скажем, если в реке находят утопленника, дело полиции — лишь зафиксировать факт смерти. Тело же вылавливают водолазы с Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, или работники КП Плесо.

В этом случае водная полиция также может помочь в транспортировке тела на берег. И может быть и такое, что за целый день в полицейских не будет ни одного вызова — тогда они просто патрулируют прибрежные зоны и наблюдают за порядком.

Спрашиваю у полицейских, как они работали в период, когда в столице действовали жесткие карантинные ограничения: весной в Киеве действовал ряд запретов, в частности, на пребывание в зонах отдыха, в парках и пляжах. И полицейские признаются: работали в обычном режиме.

Вспоминаю о случае, который произошел в начале апреля — тогда правоохранители задержали мужчину, который захотел позаниматься на спортивной площадке в Гидропарке.

После того, как полиция запретила ему посещение этого места, мужчина решил добраться до места вплавь и переплыл реку. На берегу его уже ждали копы. И мои собеседники отвечают коротко и сдержанно:

«Мы в этом не участвовали».