Франция представила концепт полностью электрической подводной лодки

13 января 2021 18:07

Концерн Naval Group в ходе проводимой в режиме онлайн выставки Euronaval продемонстрировал видение перспективной подводной лодки в рамках проекта SMX31E.

Этот проект включает системы, концепции и технологии, которые будут готовы к эксплуатации в ближайшие годы и десятилетия. Новый концепт представляет собой эволюцию представленного на выставке Euronaval 2018 более радикального проекта SMX31, в рамках которого рассматривались возможности принципиальной смены конструкции лодки, с отказом от традиционной рубки (ограждения выдвижных устройств) и гребного винта.

Проект SMX31E оценивается как более реалистичный и использующий уже разрабатываемые технологии. Как отмечает издание, он лучше отражает то, какой может стать подводная лодка будущего примерно к 2040 году.

Концепт выражен в форме большой субмарины длиной 77, шириной около 10 м и водоизмещением 3200 т. Это больше, чем современные неатомные подлодки типа Scorpene, строящиеся Naval Group для Чили, Малайзии, Индии и Бразилии.

Экипаж новой подлодки за счет автоматизации и перехода на полное электродвижение, что позволит устранить необходимость большей части современных операций по техническому обслуживанию в море, будет сокращен до 15 офицеров, старшин и матросов.

Предыдущий вариант проекта должен был нести вертикальную пусковую установку с боекомплектом в 46 единиц оружия, тогда как SMX31E будет иметь более скромный боекомплект – до 24 единиц оружия с запуском из традиционных торпедных аппаратов.

Вместе с тем предполагается возвращение кормовых торпедных аппаратов (на современных субмаринах все ТА предназначены для стрельбы вперед), которые будут использоваться также для запуска и возвращения на подлодку подводных дронов разных типов. Субмарина также получит два больших модульных отсека для крупных подводных дронов XL UUV, использование которых значительно расширит возможности лодок.

Основой энергетической системы новой субмарины должны стать литий-ионные аккумуляторы, использование которых недавно началось на подлодках морских сил самообороны Японии. Объем и масса, приходящиеся на батареи, резко возрастут, они будут размещаться внутри и снаружи прочного корпуса лодки и обеспечивать энергией два электродвигателя, также размещенные вне прочного корпуса в кормовой части субмарины.

Таким образом, SMX31E не будет иметь ни дизельного двигателя, ни ставшей традиционной в последние два десятилетия воздухонезависимой энергетической установки. Считается, что батареи обеспечат возможность операций в течение 60 суток при среднем ходе в 5 узлов и не менее 30 суток – на 8 узлах, что сделает автономность новой субмарины сравнимой с таковой у атомной подлодки при гораздо более низком уровне шумов.

Значительная часть показанных в рамках концепта идей может быть адаптирована в ближайшие годы на серийных проектах, таких как Scorpene, или, что считается более вероятным, на атомных подлодках типа Barracuda.