Почему Всемирный банк советует украинским портам стать лендлордами

10 марта 2020 09:10

Всемирный банк провел исследование перспектив развития портовой отрасли Украины и подготовил соответствующий отчет.

Аналитики считают, что в нынешнем виде украинские порты не укладываются ни в одну из классических моделей управления портовой отраслью. Поэтому они рекомендуют взять за основу модель «порт-лендлорд».

Главные экспортные ворота

Необходимость их развития продиктована значительной ориентацией нашей экономики на экспорт. Сегодня Украина – второй в мире экспортер фуражных культур и пятый – пшеницы, с долями 17 и 9% соответственно.

Кроме того, по параметру грузоемкость в 2017 г. на долю Украины приходилось 2,5% мирового экспорта железа, 3,5% – гравия, 12% – полуфабрикатов из железа, 35% – некаолиновых глин, 46% – подсолнечного масла и 9% – рапса. И эти товары поставляются преимущественно через порты. А чем больше экспортной продукции будет производить украинская экономика, тем в больших перевалочных портовых мощностях она будет нуждаться. Утвержденная еще в 2013 г. «Стратегия развития морских портов Украины до 2038 г.» предусматривает увеличение ежегодной перевалки грузов до 210 млн т, при этом годовые мощности по перевалке должны вырасти в 250 млн т.

Для этого планируется привлечь 26 млрд грн частных инвестиций в развитие инфраструктуры. В 2019 г. морпорты обеспечили перевалку 160 млн т грузов, что стало историческим рекордом. В реформе портовой отрасли Украина значительно отстала от бывших соседей по СССР. Закон «О морских портах Украины», который провел реорганизацию портов, был принят только в 2012 г. Ранее каждый порт соединял в себе две функции – административную (управления) и коммерческую – по перевалке грузов.

В ходе реформы управленческая функция была передана в созданную Администрацию морских портов Украины (АМПУ), которая имеет в каждом порту свои филиалы, а коммерческая – в государственные стивидорные компании, оказывающие в портах услуги по перевалке грузов. Однако на этом реформа зависла, оставив нерешенными два важных взаимосвязанных вопроса: управление портами и управление их землями.

На момент принятия Закона «О морских портах Украины» множество участков земли в портах уже были переданы в аренду частным компаниям, арендаторы стали активно их эксплуатировать и развивать, строить новые объекты и, что важно, оформлять право собственности на эти объекты. Фактически они закрепились в портах настолько, что даже после истечения срока действия договоров аренды «выселить» их будет не только юридически проблематично, но уже и экономически нецелесообразно.

Это крупные операторы с иностранными инвестициями, которые стабильно вкладывают средства, привлекают грузы, создают рабочие места и платят налоги. Поэтому в Законе «О концессии» и появилась процедура, позволяющая трансформировать аренду в концессию. Кроме того, Закон «О морских портах Украины» поменял само понятие «морской порт»: если ранее таковым являлось только госпредприятие в границах его территории, то сегодня портом считается и территория, которую контролируют частные портовые операторы.

Когда частный бизнес решил сам создавать мощности по перевалке грузов, он начал выкупать земли вокруг портов и возводить там терминалы. Землю выкупали и те, кто планировал заработать на ее перепродаже компаниям, которые заходят что-либо там построить в будущем.

Такой хаотичный выкуп привел к тому, что территория вокруг портов сегодня сильно фрагментирована – участки принадлежат большому количеству самых разных собственников. Но АМПУ на эти земли не имеет должного влияния, хотя они с точки зрения законодательства является территорией порта, а значит, ее зоной ответственности.

Например, если частная компания купила землю рядом с портом «Южный» и построила терминал, то по логике он является территорией этого порта. Если суда подходят к частному терминалу, они должны подчиняться требованиям портовой администрации, могут пользоваться услугами порта и должны оплачивать портовые сборы.

Но фактически такой терминал – это частная территория, не входящая в территорию порта. «Американские советники Министерства инфраструктуры, специализирующиеся на портовой инфраструктуре, были в шоке, узнав, что у наших портов нет юридически закрепленных границ», – рассказал юрист.

Управленец без рычагов власти

Хотя функции управления портами возложены на АМПУ, у нее нет достаточных  полномочий, чтобы эффективно их выполнять. Например, если инвестор хочет заключить договор концессии и построить терминал в порту, то по вопросу, что именно будет построено, ему нужно договариваться с Мининфраструктуры и Минэкономики, в процедуре также участвует Минфин, а по аренде земли – с государственными обладминистрациями.

А если арендуется портовая недвижимость, то это Фонд госимущества и Мининфраструктуры. Понятно, что инвестору проще и понятнее иметь дело с одним контрагентом. В морских портах развитых стран зачастую за это отвечает администрация порта, которая уполномочена государством или муниципалитетом.

Такая модель управления целесообразна в крупных украинских портах, которые государство может определить как порты национального или стратегического значения. Однако для этого нужны серьезные изменения на уровне Земельного и Водного кодексов, Кодекса торгового мореплавания, законов «О морских портах Украины», «О регулировании градостроительной деятельности» и множества подзаконных актов.

Это сложная и комплексная задача, которая может быть решена в результате широкого обсуждения между представителями государства, органов местного самоуправления и бизнеса. Однако на сегодняшний день этот процесс находится на нулевой отметке.

Усилить позиции АМПУ как управленца портами от лица государства должен законопроект «О корпоратизации АМПУ». Мининфраструктуры обнародовало его в ноябре 2019 г., но до Верховной Рады он еще не дошел. Законопроект, в частности, должен упростить порядок утверждения границ территорий морпортов – это будет компетенцией Мининфраструктуры, а не Кабмина.

Также документ предлагает все земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании АМПУ, перевести в ее собственность по упрощенной процедуре. Тогда инвесторам будет легче получать права пользования землей на основании прямых договоров аренды с АМПУ.

Что такое «порт-лендлорд»

Модель «порт-лендлорд», о которой говорится в отчете Всемирного банка, базируется на принципах, которые так и не были воплощены в жизнь в ходе реформы портовой отрасли в Украине.

Смысл в том, что портовая администрация должна иметь право собственности или контроль за использованием портовых территорий, и за счет этого комплексно развивать его. Это можно пояснить на примере: если портовая администрация видит, например, необходимость в новом угольном терминале, то она выделяет землю под него и приглашает частный бизнес его строить и эксплуатировать.

Инвестор может получить землю на условиях концессии или других форм государственно-частного партнерства. Выгода в таком случае обоюдная – государство получает налоги от нового бизнеса, частный бизнес зарабатывает, а портовая администрация понимает, с кем работать. Согласно модели «порт-лендлорд» портовые администрации не занимаются предоставлением операционных услуг в порту, а сосредотачиваются на роли распорядителя земли и регулятора деятельности порта.

Администрация порта фактически становится управляющей компанией, которая занимается развитием порта и выступает прежде всего как планировщик застройки территории, регулятор работы субъектов портовой деятельности, координатор в процессе построения логистических цепочек, а также девелопер по развитию базовой (стратегической) инфраструктуры. При этом в орган управления администрацией порта – наблюдательный совет – могут быть включены самые разные заинтересованные стороны.

Например, порт «Марсель» на 100% государственный и в его набсовете пятеро представителей от государства, четверо – от региональных властей, трое – от сотрудников порта, двое – от бизнеса и еще трое – это независимые члены.  А в администрации порта «Антверпен», который является на 100% муниципальным и имеет правовой статус публичного общества с ограниченной ответственностью, набсовет состоит из шести представителей муниципалитета и шести независимых членов.

Концепция «порт-лендлорд» на сегодня реализована в больших портах Северо-Западной Европы и стала широко применяться на волне контейнеризации перевозок, которая требовала инвестиций от частного сектора и ноу-хау, чего не могли обеспечить государственные портовые администрации.

В ходе реформ в портах в 1980-1990 гг. эта концепция была внедрена по всему миру и стала нормой в большинстве крупных грузовых портов.

Единственный путь

Отчет Всемирного банка является своеобразным ориентиром для реформы украинских портов. А ее продолжать нужно, поскольку сложившаяся ситуация не позволяет портам активно развиваться: если земля принадлежит разным собственникам, а у портовых администраций нет рычагов влияния на них, то нет и возможности осуществлять крупные инвестпроекты по развитию.

Сейчас если кто-то хочет построить терминал, ему нужно договариваться с большим количеством стейкхолдеров, а каждый из них начинает выкручивать руки инвестору. Поэтому крупные международные компании не хотят играть в такие игры.

Кроме того, как отметил юрист, необходимо привлекать к управлению портами и местные власти, поскольку, с одной стороны, они распоряжаются припортовыми землями, которые можно использовать для развития портов, с другой – они хотят получать свою долю прибыли от деятельности портов в виде налогов в местный бюджет, а с третьей – они контролируют инфраструктуру, которая завязана на деятельности порта, например дороги.

Очевидно, что внедрение в Украине новой модели управления портами потребует не только существенных законодательных изменений, но и сложной перестройки всей организации деятельности АМПУ и ее взаимоотношений с субъектами портовой деятельности, владельцами земельных участков, органами местного самоуправления.

По оценкам экспертов, это займет минимум пять лет с момента вступления в силу соответствующего закона. Пока же многие изменения, предусмотренные Законом «О морских портах», принятом в 2012 г., не выполнены до сих пор. А без реализации реформы портов сложно надеяться на приход в Украину серьезных международных игроков. Отчет Всемирного банка сделан по запросу Мининфраструктуры и при участии специалистов АМПУ.

Теперь будет интересно посмотреть, как им распорядятся заказчики…